Дизели типа 3Д12 эксплуатируются на судах различного предназначения в качестве основных силовых агрегатов, передающих крутящий момент на гребной винт. В этой серии изготавливаются высокооборотные четырехтактные дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива, с расположением в ГБЦ цилиндров под развалом в 60 градусов.
Дизели типа 3Д является эволюционным продолжением танковых дизелей В-2. После Великой Отечественной войны на рубеже 1940-1950-х гг. была разработана гражданская дефорсированная шестицилиндровая версия двигателя Д6. Силовые агрегаты 3Д6 устанавливалась на речные буксиры, речные трамваи и служебно-разъездные катера. Как показала практика, шесть цилиндров у Д6 создавали недостаточную мощность для крупнотоннажных речных судов. Поэтому была проведена модернизация Д6 и был создан дизельный двигатель 3Д12 с увеличенным вдвое числом цилиндров.
Конструкция полученного силового агрегата оказалась очень удачной. «Военное прошлое» силового агрегата обеспечило ему большой запас прочности, неприхотливость к условиям эксплуатации и простоту технического обслуживания. 12-цилиндровые дизели, как и их аналоги 3Д6, способны работать самое продолжительное время, в т.ч., и под нагрузкой, без перегрева и без ухудшения мощностных характеристик. Именно благодаря этим свойствам была создана целая серия дизелей Д12 с такими общими характеристиками:
За задний ход судна отвечает совмещенный реверс-редукторный механизм. Переключение дисков сцепления осуществляется независимой гидравлической системой. Последняя выполняет соединение и разъединение коленчатого вала с гребным винтом, а также изменяет направление вращение последнего. Независимая гидросистема механизм дисков муфты переключения РРМ переводит в одно из трех положений:
Дизели типа 3Д12 предназначены для работы на судах водоизмещением от 15 до 100 тонн. От конкретных показателей водоизмещения судна будет зависеть диаметр винта и передаточное число редукторного механизма.
Все дизели 3Д12 прошли сертификацию, которая подтвердила их соответствием Правилам Российского Морского и Речного Регистра.
Дизели типа 3Д12 обладают следующими техническими характеристиками:
Дизели типа Д12 выпускаются с большим количеством версий, различающихся между собой небольшими техническими особенностями. Наиболее существенные технические особенности получили следующие версии:
Является полной копией судового дизеля Д12. Единственное различие, что в базовой версии гребной винт в нормальном режиме вращается в правую сторону, а в реверсном режиме – в левую сторону. У двигателя 3Д12Л все наоборот: в нормальном режиме винт вращается в левую сторону, а в реверсном режиме – в правую сторону.
Первая литера А в индексе указывает на наличие алюминиевого картера (в базе используется чугунный). Двигатель с сухим весом 1,8 тонн, что на 15 кг меньше сухого веса силового агрегата с чугунным картером. Дизели типа 3Д12А агрегируется с гребным винтом длиной 3,5 и 4 метра. Силовой агрегат устанавливается на речные суда водоизмещением 30-50 тонн. Также на выбор размеров винта будет влиять длина и ширина судового корпуса.
Полная копия двигателя 3Д12А, но с левым вращением гребного винта в нормальном режиме работы. В реверсном режиме винт вращается в правую сторону.
Эти и другие дизели с цифрой «1» в индексе оборудованы прибором функционального мониторинга ФК6501. Последний отслеживает состояние силового агрегата, включает аварийную сигнализации в случае возникновения нештатной ситуации. Также прибор ФК6501 обеспечивает дизелю ряд защит: от критического падения давления в трубопроводах, от нарушения в работе поршней, от перегрева охлаждающей жидкости и др.
Полная копия двигателя 3Д12-1, но с левосторонним вращением гребного винта в нормальном режиме работы.
Все указанные версии обладают одинаковыми эксплуатационными характеристиками.
В базе дизели серии Д12 комплектуются двумя реверс-редукторными механизмами РР-300 (Сб525-00-4) и РР-600 (Сб1225-01-14), расположенными вне корпуса силового агрегата.
Оба устройства понижают число вращения коленчатого вала на передний ход в соотношении 2,04 и 2,95. В первом случае на судне установлен гребной винт диаметром 700 или 800 мм, во втором случае на судне установлен гребной винт диаметром 970 или 1000 мм. В режиме заднего хода число вращения коленчатого вала понижается на коэффициент 2,18.
Оба реверс-редуктора состоят из шестеренного редуктора и реверсивной муфты. Последняя изменяет направление вращения у фланца отбора мощности. В результате у судна включается задний ход. Также редукторный механизм разъединяет коленвал и фланец. В результате дизель переходит на холостой режим. Оба редукторные механизмы также выпускаются с чугунным и алюминиевым картером.
Два реверс-редуктора оснащены автономными смазочными контурами, масляными фильтрами, автономным охладителем, в котором хладагентом выступает забортная вода, закачиваемая внешним электронасосом.
С маховиком дизельного двигателя реверс-редукторные механизмы соединяет упругая резино-пальцевая муфта. Ее конструкция гасит крутильные колебания и компенсирует погрешности центрирования.
Оба реверс-редуктора требуют регулярную промывку масляных фильтров и замену масла. Первое техническое обслуживание следует провести через 100-120 часов работы, когда подвижные детали приработаются друг к другу. Последующие технические обслуживания следует проводить через каждые 3000 часов. Быстрее всего у реверс-редукторных механизмов истираются их подвижные детали – ролики, муфты, диски и пр.
С реверс-редуктором может комплектоваться гидравлическая система управления, которая изменяет положение реверсивной муфты.
Для надежной и длительной работы судовых дизельных двигателей следует выполнять регулярное техобслуживание в строго определенные временные периоды. Допускается отклонение от указанных временных отрезков, исчисляемых в моточасах, не более 10% в ту или в иную сторону.
Включает в себя предпусковой визуальный осмотр:
Кроме того:
После запуска дизеля проверяется:
Выполняется через каждые 100-120 моточасов. Включает в себя:
Промывать маслофильтр рекомендуется проводить через каждые 100-300 моточасов. Столь большой временной разброс объясняется качеством используемого моторного масла.
Выполняется через 500-600 моточасов дизелей. Техобслуживание №2 состоит из:
Выполняется через 1000-1100 моточасов дизелей. Включает в себя:
Выполняется через 4500 моточасов и заключается в переборке и оценке состояния дизельного двигателя. Техобслуживание №4 включает в себя:
Полная переборка дизельного двигателя выполняется после 7000 моточасов. Включает в себя:
Капремонт дизелей типа Д12 производится через 14 тысяч моточасов. Выполняется в припортовых мастерских. При капитальном ремонте выполняется полная разборка судового двигателя типа Д12 и выполняется дефекация всех деталей силового агрегата для их последующей замены.
Заказ
Запрос цены на
Спасибо!