Дизель-сервис-ЦентрПроизводство и модернизация главных и
вспомогательных судовых двигателей
Звонок по России бесплатный
На 28.06.2022 произведено
625
энергетических установок
С 23.03.2022 компания переименована в ООО "ПК "Дизель-сервис-Центр"

Ремонт судового двигателя внутреннего сгорания

Ремонт главного двигателя проводится на судне либо в специально оборудованном цеху, что зависит от технического состояния агрегата, условий и возможностей для его восстановления. При капитальном ремонте силовая конструкция двигателя демонтируется с судового фундамента, после чего доставляется в цех. Если дизель крупногабаритный, он сначала разбирается на отдельные блоки, которые затем снимаются с судового фундамента.

Необходимость демонтажа определяется отдельно в каждом случае. Ремонтные работы в цехах занимают меньше времени, но они увеличивают трудоемкость при сборке и монтаже, последующей центровке блока на постаменте. Поэтому в некоторых случаях восстановительные и обслуживающие работы для ДВС выполняются без съема блока.

Капитальный ремонт – один из наиболее сложных, он требует выполнения следующих этапов:

  • предварительное техническое обследование и диагностика ДВС;
  • разборка, снятие с фундамента отдельных блоков судовых двигателей;
  • проведение дефектации ДВС, выявление всех следов повреждений, дефектов, также оценивается износ каждого узла и блока;
  • восстановление или изготовление новых деталей, замена комплектующих, рабочий ресурс которых подошел к концу;
  • сборка узлов, работа над монтажом;
  • сборка агрегата с последующим выполнением испытаний в цеху;
  • установка на судовой фундамент;
  • центровка, тестирование на судне.

При демонтаже блока двигателя перед ремонтом следует отсоединить все трубопроводы, предварительно слив масло, всю массу топлива и воды. Затем снимаются измерительные, контрольные приборы, вся арматура, выводы, отверстия тщательно закрываются специальными заглушками. Далее ДВС отсоединяется от конструкции судового корпуса, открепляются фланцы приводного, а также коленчатого валов. Дизель выгружается и доставляется в цех для проведения ремонта. При этом его следует установить на металлические балки или фундамент для двигателя в горизонтальном положении.

Типовой технологический процесс разборки, дефектации      

Ремонт двигателя – сложный комплекс работ, при котором соблюдаются специальные технологические процессы, определяющие длительность, трудоемкость и стоимость. Начинается такой ремонт с разборки ДВС, во время работы необходимо соблюдать установленный порядок, вести учет комплектующих и всех узлов блока. Небрежение при разборке может стать причиной не только серьезного повреждения отдельных деталей, но и утраты комплектующих. В дальнейшем это становится причиной того, что некоторые детали следует закупать, то есть стоимость ремонта ДВС увеличивается.

Ремонт судовых ДВС

Подготовка агрегата к разборке

Судовая машина разбирается в цеху или при возможности на судне, процедура при этом остается практически идентичной. Точная последовательность зависит от типа конструкции, рекомендаций изготовителя. При этом надо четко следовать регламенту, чтобы не увеличить впоследствии цену и не усложнить капитальный ремонт.

При разборке особое внимание уделяется тому, как будут промаркированы двигатель, коленчатый вал и отдельные детали. Это не только облегчит работы при ремонте, но и сократит время во время сборки и испытаниях.

Типовая схема разборки ДВС

Агрегат разбирается при помощи типовой схемы и специальных инструкций от изготовления, если они имеются. Общими правилами являются:

  • визуальный осмотр, снятие, укладка отдельно труб и деталей, измерительных приборов;
  • при снятии коленчатого вала, поршня, цилиндров и других блоков следует придерживаться рекомендаций изготовителя (каждый агрегат должен иметь спецификацию и техническую сопроводительную документацию, где это указано);
  • открытые отверстия и полости осматриваются, затем закрываются крышками или заглушками;
  • все болты и гайки после снятия маркируются и отдельно укладываются, чтобы сократить срок и облегчить последующую сборку.

Если ремонт выполняется в условиях завода, двигатель перед демонтажем следует обязательно облегчить настолько, насколько это возможно. То есть требуется снятие цилиндров, коленчатого вала и других комплектующих. Только после этого корпус можно снимать с судового фундамента для его отправки в ремонтный цех.

Ремонт судовых ДВС

Характерные дефекты и ремонт деталей остова

Техобслуживание начинается с выявления дефектов и деталей, подлежащих ремонту. К характерным неисправностям, требующим проведения ТО или ремонта, относятся:

  • механические повреждения корпуса, вмятины, трещины;
  • признаки износа, коррозии;
  • износ или серьезные повреждения из-за чрезмерных нагрузок цилиндров, коленчатого вала, других комплектующих двигателей;
  • загрязнение топливной и других систем из-за использования смесей ненадлежащего качества, например, забортной соленой воды для охлаждения вместо пресной;
  • неисправности группы узлов камеры сгорания, блока цилиндров и клапана.

Ремонт фундаментных рам (картеров)

Данный ремонт нужен в случае, если имеются механические повреждения, деформации, перекосы, сильный износ или коррозия. Замена выполняется в ситуации, когда восстановительный ремонт невозможен или не принесет необходимого результата.

Ремонт блоков

Восстановительный ремонт блоков двигателей выполняется в соответствии с выявленными поломками, того, какой является причина неисправности. Предварительно выполняется визуальный осмотр и диагностика, оценивается, насколько технические характеристики соответствуют номинальным. Если блок цилиндра или другой узел восстановлению не подлежит, проводится его замена. Также замена нужна, если наблюдается случай планового, предупредительного ремонта с заменой запчастей, подверженных износу.

Ремонт цилиндровых втулок

Данный ремонт нужен, если втулки повреждены, имеют следы коррозии, износа или механических повреждений. Замена рекомендуется при наличии трещин, серьезных деформаций или сильного износа.

Ремонт цилиндровых крышек

Замена или ремонт крышек нужны, если появляются протечки, нарушение функционирования силового агрегата. Рекомендуется предварительно проверить каждый цилиндр, определить, в каком состоянии он находится.

Дефекты, ремонт и контроль деталей движения

Перед тем, как начать ремонт двигателей, следует провести дефектацию. Это ответственный этап, во время которого двигатели подвергаются следующим работам:

  • наружный осмотр двигателей, корпуса, остова, соединений;
  • проверка с применением специального оборудования, выявление внутренних и наружных трещин, пробоев, обломков;
  • оценка степени износа, остаточного рабочего ресурса двигателей;
  • определение деформаций и повреждений цилиндров, коленчатого вала, форсунок, таких элементов, как подшипник, крышка, втулка и другие;
  • определение геометрии корпуса и вала, наличия или смещения отдельных блоков, состояние наружных, внутренних поверхностей цилиндров, их чистоты;
  • определяется проверка герметичности и другие работы, которые требует ремонт.

На основании полученных данных будет составлена карта технического состояния и составлен график восстановления или планового обслуживания агрегата. При необходимости проводится ремонт, если состояние агрегата нормальное, выполняется плановая замена запчастей, подверженных износу и имеющих признаки окончания эксплуатационного срока.

Ремонт поршней, подшипников, топливной арматуры и других систем

При разборке поршней определяется, какой именно восстановительный ремонт или замена нужны. Чаще всего это происходит при наличии трещин, заусенцев, коррозии, натиров, следов нагара. При этом важно учитывать, при каких условиях эксплуатировался агрегат, нужен ли ему плановый или капитальный ремонт.

Если рабочие поршни эксплуатировались при повышенных, экстремальных температурах и с усиленной нагрузкой, вероятно появление трещин, других серьезных повреждений. В этом случае поршни меняют, а вот перекосы можно устранить при сборке и монтаже блока.

Ремонт судовых ДВС

Полная схема работ зависит от выявленных при дефектации поломок и неисправностей, степени износа определенных комплектующих, блоков, узлов. Стандартный порядок действий:

  • устранение неполадок для поршней, а также шатунов, валов, колец, болтов;
  • поиск неисправностей, восстановление и контроль качества для шатунных, а также коренных подшипников, обработка поверхности после наплавки, перезаливки;
  • техобслуживание, регулировка аппаратуры топливной системы, установка новых деталей взамен изношенных, промывка, регулировка насосов, промывка и испытания форсунок, элементов газораспределения;
  • сборка, центровка отдельных блоков, узлов и деталей силовой установки, таких элементов, как станина, рама, цилиндровые втулки, крышки и прочие;
  • проверка технического состояния вала, его укладки, состояния вкладышей;
  • проверка центровки всех движущихся деталей;
  • контроль шпилек, анкеров, болтов и других цилиндровых элементов.

Технология установки агрегата на судовой фундамент

Ремонт, последующий монтаж на фундамент нужен при изменении центровки с установкой вала, если проводилась замена комплектующих и блоков при деформации, повреждениях фундамента.

Установка на регулируемые клиновые стальные подкладки   

Монтаж этого типа предусматривает перемещение подкладок с регулировкой высоты под установленными опорами силового агрегата. К минусам можно отнести риски ослабления крепежа и смещения блока при усиленной эксплуатации. При установке используются подкладки из легированной и углеродистой стали, все головки гаек и болтов при фиксации должны плотно прилегать к основанию судового фундамента, лапам и иметь минимальные зазоры.

Установка на подкладки сферического типа

Такой тип монтажа напоминает установку на подкладках клинового типа, но для сдвига и повышения плотности контакта предполагает передвижение по сферическим поверхностям.

Установка с заливкой пластмассовых масс

При таком методе пригоночные работы и установка отличаются сниженными трудозатратами. Для работы используются выравнивающие прокладки из металла, заполняемые пластмассой. Но ремонт выполняется с учетом усадки пластмассовой массы при отвердевании, то есть нужен тщательный контроль процесса.

Особенности монтажа дизель-генераторов на резиновых амортизаторах

К особенностям данного метода относится применение амортизаторов на основе каучука. Это изделия таких типов, как АПМ, АПС, а также АКСС, АКМ и другие. При установке учитываются нагрузки и тип амортизаторов , например, наиболее жесткие ставятся под самую тяжелую часть механизма.

Центровка ДВС к валопроводу и приводному механизму

Проводится перед испытаниями и включает в себя завершение всех работ в машинном отделении, выполнение подготовки технологической оснастки.

Подготовительные работы

Данный этап заключается в предварительном завершении сварочных работ, последующих гидравлических испытаний. При центровке отклонения по крену не должны быть больше 2 градусов, по дифференту – до 3 градусов. Также во время подготовки установки вала и центровки следует все действия фиксировать в актах и журналах. Следует заранее доставить необходимое оборудование, без которого невозможен ремонт и монтаж.

Центровка агрегата при разобранном предварительно валопроводе

Для данного этапа требуется совмещение вала с осью и фиксацией на переборках носовой, кормовой частей. При монтаже используются регулировочные болты.

Центровка агрегата при собранном валопроводе

Данный этап заключается в совмещении вала с осью, фиксацией в точках кормовой и носовой частей. Для этого используются специальные кронштейны, которые крепятся болтами на фланцах.

Спаривание агрегата с муфтами

Фланец муфты проверяется, затем его ведущая часть крепится болтами, положение полумуфты центрируется индикаторами. Радиальное и торцовое биение относительно фланца агрегата не должно превышать 0,06 мм.

Испытания после ремонта

После завершения капитального ремонта, технического обслуживания, сборки и установки двигателя проводятся испытания. Этот этап относится к обязательным, он необходим перед тем, как запускать ДВС в эксплуатацию, и включает в себя стендовые, швартовные и другие виды тестовых проверок перед пуском.

Ремонт судовых ДВС

Испытания

После того, как капитальный или плановый ремонт полностью завершен, двигатель подлежит испытаниям, включающим такие виды проверок:

  • стендовые на предмет проверки состояния агрегата, его технического соответствия;
  • обкатка, допуск к установке и дальнейшим испытаниям;
  • проверка при отсутствии движения (швартовые испытания);
  • испытания в рабочем режиме агрегата, то есть на ходу.

Стендовые испытания

Для полноценного допуска к эксплуатации судовой двигатель должен пройти стендовые тестовые испытания. Такая проверка осуществляется с применением контрольных зазоров с сочлененных узлах, что обязательно заносится в журналы и формуляры таких испытаний. Общая сборка также проводится с учетом контрольных параметров.

Если стендовые испытания двигателя пройдены, он разбирается, каждый узел и деталь тщательно упаковываются для отправки на судно и последующего монтажа. После того, как установка завершена, выполняется восстановление соединений с винтом и валопроводом. Только после завершения данного этапа возможен допуск двигателя к дальнейшим проверкам.

Обкатка дизеля

Следующим этапом является обкатка судового двигателя. Она позволяет определить, насколько успешно проведен ремонт, нет ли выброса, протечки топливной смеси, масла, пропуска вспышек. Также в этот период проверок сразу выявляется практически любая неисправность, специалист получает возможность определить необходимый ТО или настройку. Также важно отслеживать, что все рабочие параметры судового двигателя не выходили за пределы критического уровня.

Если обкатка прошла успешно, двигатель допускается с швартовым и ходовым испытаниям, то есть после спуска плавсредства на воду. При этом важно определить, насколько правильно и безотказно функционирует двигатель на малых и больших нагрузках, при условиях перегрузки.

Швартовные испытания

После того, как завершен ремонт и монтаж двигателя, необходимо выполнить проверку, частью которой выступают швартовые испытания. Во время работы двигатель запускается с частотой вращения до 70%. Это позволяет достигнуть нужных номинальных показателей, так как судно стоит на месте, поступательного движения нет. Если необходимые показатели достигнуты, испытания двигателя считаются пройденными успешно, можно переходить к дальнейшим работам.

Ходовые испытания

После завершения всех работ необходимо проводить ходовые испытания двигателя. Во время таких работ определяют соответствие номинальных и актуальных параметров, включая давление и температуру моторного масла, расход топлива и масла, критические показатели коленчатого вала, давление воздуха при пуске, время реверса при переходе с переднего на задний ход. Проверяется, насколько правильно и без сбоев работает мотор на различных режимах, требуется ли настраивать механизм и узлы силового блока. Если все показатели судового двигателя находятся в норме, ремонт и испытания признаются оконченными, допускается эксплуатация блока в обычных условиях.

Консервация ДВС  

Если двигатель выводится из эксплуатации на срок от одного месяца без разборки узлов, проводятся работы по его консервации. Для этого выполняется покрытие деталей двигателя при помощи консервирующей смазки. Состав замешивается в отдельном баке, в его состав входят пушечная смазка и дизельное масло в соотношении один к одному. Замешивание выполняется в течение до сорока минут, при этом выдерживается температура в пределах 100-110 градусов. В состав не должны входить щелочи, кислоты, вода, после окончания замешивания готовность состава определяется лабораторными испытаниями, то есть работать с консервационной жидкостью можно только после получения соответствующего заключения. Чтобы удалить все излишки влаги из состава, его перемешивают до полного удаления пены при температуре, не превышающей +120 градусов.

Ремонт судовых ДВС

Консервация двигателя требует выполнение следующих операций:

  • система охлаждения освобождается от воды;
  • проводится прокачка топлива через форсунки и другие узлы двигателя;
  • при необходимости предварительно выполняется ремонт, техническое обслуживание;
  • через смазочную систему прокачивается свежая смазочная смесь, делать это надо до момента, пока из системы полностью не будет удалено отработанное масло, затем все рабочие жидкости сливаются;
  • в полости цилиндров производится заливка подогретого дизельного масла (через индикаторные краны), температура – до +60/+70 градусов;
  • для цилиндров 2-хтактного двигателя производится заливка масла, предварительно приведя в нужное положение все элементы поршневой системы;
  • из головки, цилиндров, продувочных ресиверов при помощи шприца устраняются все остатки рабочих жидкостей;
  • индикаторные краны перекрываются, форсунки судового двигателя ставятся на свои места;
  • штоки клапанов, цилиндров, других узлов двигателя полностью смазываются предварительно нагретым маслом, поверхность коленчатого вала обтирается чистой ветошью;
  • положение коленчатого вала устанавливается таким образом, чтобы окна и клапаны были закрытыми;
  • люки, отверстия для трубопроводов перекрываются, для чего используются прокладки из картона.

Следующим шагом является протирка всех неокрашенных поверхностей двигателя, устранение следов коррозии. Агрегат помещается в сухое, отапливаемое и вентилируемое помещение. Уровень влажности поддерживается в пределах 45-70%, температуры +5/+10 градусов. Помещение защищается от проникновения газа, дыма, агрессивных веществ. Периодически состояние двигателя проверяется, недопустимо появление следов коррозии и других повреждений. Чтобы исключить выход агрегата из строя, предварительно рекомендуется предупредительный ремонт, замена всех деталей, которые затронул износ.

Каждые шесть месяцев хранения двигателя на консервации выполняются следующие работы:

  • защитный чехол снимается, пусковые и топливные трубопроводы очищаются от пыли;
  • проверяется состояние шеек, коленчатого вала, поршневых колец, крышек доступа к картеру, также осматриваются кольцо, поршень, клапан, головка каждого цилиндра, другие узлы;
  • проверяется, как работает насос;
  • определяется отсутствие или наличие коррозии под слоем защитной смазки;
  • производится замена консервирующей смазки.

При необходимости проводятся технические работы по устранению выявленных дефектов, замена блоков, цилиндров, коленчатого вала и других комплектующих. Все действия фиксируются в специальном журнале.

Ремонт судового двигателя выполняется при выявлении неисправности, поломок отдельных узлов, если износ затрагивает детали с ограниченным сроком годности. Замена деталей также выполняется, если нужен плановый или предупредительный ремонт, проводится регламентное техобслуживание.

Дата публикации: 26.05.2022

Заказ

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Запрос цены на

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Спасибо!