Дизель-сервис-ЦентрПроизводство и модернизация главных и
вспомогательных судовых двигателей
Звонок по России бесплатный
На 30.11.2022 произведено
625
энергетических установок
"Российский Речной Регистр" переименован в "Российское Классификационное Общество" (РКО)

Двигатель ЯМЗ-536: обзор функционала и конструкционные особенности

На ЯМЗ в 2012 г. запустили производство рядных четырехтактных двигателей 530 семейства, в котором было представлено две разновидности моделей повышенной мощности и стандартами выхлопа Евро-4 и 5: 534 и 536. На одной модели предусмотрено 4, а на другой 6 цилиндров. Шестицилиндровый ДВС 536 получился более мощным и экономичным в эксплуатации и стала широко использоваться в отечественном автопроме, производящем грузовую, строительную, дорожную и сельхозтехнику.

Его устанавливают на отечественные автобусы, на отечественные комбайны, на тяжелую колесную и гусеничную военную технику ВС России.

ЯМЗ-536

История разработки

Первым в линейке ярославских ДВС 530 семьи стал мотор с номерной маркировкой 34 – четырехтактный силовой агрегат, заменивший старые двухтактные модели 204 и 206.

Разработкой моторов нового поколения с 1992 г. К решению этой задачи ярославские разработчики привлекли лучших специалистов  отечественного автопрома, производящих грузовую спецтехнику. На этапе доработки отечественных агрегатов до мирового уровня экологической безопасности пригласили из Австрии экспертов корпорации AVL List, которая является лидером на мировом рынке производства моторов.

ЯМЗ 460 создавали по заказу Министерства обороны РФ. Такой мотор мощностью в 170 л.с. нужно было установить на военный бронированный автомобиль «Водник», предназначенный для перевозки военных грузов и людей в труднодоступных местах. Для придания такому транспорту, защищенному броней от воздействия стрелкового оружия, потребовался новый мощный силовой агрегат.

Ярославские инженеры на базе модели 460 создали 3 модификации мощных моторов с 3,4  и 6 цилиндрами, увеличивающих мощность от 110 до 240 л.с. Испытания шестицилиндрового двигателя проводили на большегрузных «Уралах» и ЛИАЗовском пассажирском транспорте.

Для усовершенствования новых дизельных моторов в отношении уровня «углеродного следа», в 2003 г. пригласили из Австрии экспертов компании AVL. В 2005 г. российско-австрийская группа инженеров создала ДВС 536 с Евро 3 и 4, повысив мощность двигателя 536 до 312 л.с. В 2012 г. доработанный мотор вышел в серию.

Модельная линейка

В ходе широкого использования ЯМЗ 536 были созданы 5 моделей, отличающихся ПО ЭБУ и рабочими режимами ТНВД:

  • 5361;
  • 5362;
  • 5363;
  • 5366;

ЯМЗ-536

Модификации базового двигателя имеют меньшую мощность и широко используются в производстве автомобильной техники. Их устанавливают на отечественные грузовики, на сельскохозяйственную технику, трактора и даже на генераторы.

Техническое описание

Чтобы соответствовать экологическим стандартам выхлопа, принятым в западном  мире, на ДВС нового поколения установили систему EGR, обеспечивающую использование отработанных газов и нейтрализатор углекислого газа и других токсичных компонентов отработанного топлива. За счет этого сократился уровень углеродного следа, который оставляют агрегаты, работающие на соляре.

Чтобы соответствовать Евро-5 пришлось поставить в выхлопную систему отечественной разработки узлы зарубежного производства, отвечающие за очистку дизельного выхлопа. Также немецкие детали производства компании «Bosch» были агрегированы в систему подачи топлива для повышения уровня сгорания солярки. Кроме этого повысили контроль над подачей топлива, установив набор датчиков, контролирующих важные узлы и температуру рабочих сред.

Важные элементы ярославского ДВС из новой семьи имеют повышенный запас прочности, что позволяет сократить количество дорогостоящего ремонта. Узлы силового агрегата смогут выдерживать повышенное давление, которое создается при впрыске газо-топливной смеси, а сам мотор увеличивает за счет этого уровень мощности.

При этом такой силовой агрегат работает менее шумно, чем его предшественники. Этого удалось достигнуть за счет установки привода шестеренчатого типа в непосредственной близости от маховика. Картерные газы отводятся в специальную закрытую вентиляцию, размещенную в крышке БЦ.

Нормы расхода топлива

При движении на скорости 60 км/ч грузовик, в котором установлен такой двигатель, будет расходовать на 100 км пути 30 л солярки. Размер расхода смазки по отношению к расходу горючего составляет не более 0,2%.

Тип моторного масла

Для агрегатов этого ярославского семейства двигателей используются низкотемпературные масла, которые сохраняют нужную вязкость при низкой температуре от – 35 до - 20 градусов. Для работы ярославского агрегата потребуется залить единовременно 22,5 л. моторной смазки. Замена масла предусмотрена через 30 тыс. км пробега. Для сокращения количества поломок и продления работы мотора рекомендовано менять моторное масло полностью через 15 тыс. км пробега.

Рабочий ресурс

За счет повышенной прочности трущихся узлов при соблюдении рекомендаций производителя ярославский мотор нового поколения способен проработать без поломок при пробеге машины в 1 млн. км.

БЦ

Блок цилиндров производят из углеродистого железа с вкраплениями графита, который еще называется серым чугуном. Места установки мокрых гильз предусмотрены сверху. Для каждого гнезда проводится проточка для гильзы. В нижней части есть соосное отверстие. Гильзы делают из износостойкого чугуна, в составе которого имеется фосфор, обеспечивающий повышенную устойчивость детали к трению. За счет краев специальной водяной рубашки создается контур, объединяющий обе части БЦ.

ГБЦ

Данный узел отвечает за подачу подготовленной топливной смеси в камеру сгорания двигателя. У всех цилиндров головка блока одинакового размера. Она изготавливается из особо прочного чугунного сплава и монтируется к БЦ болтами. Их охлаждение осуществляется за счет охлаждающей жидкости, которая движется в системе полостей, расположенных внутри цилиндров.

КШМ

Противовесы с коленчатым валом изготавливаются из сортового стального сплава методом штамповки. Коленно-шатунный узел полно опорного типа динамически сбалансирован, в нем установлены закаленные шатуны и коренные шейки. Последние отвечают за крепление коленвала на опоры блока цилиндров. Подшипник установлен в пространстве между опор и шеек. Его смазка осуществляется по специальным каналам, подающим масло.

Повышенную прочность маховика, который отливается из высокопрочного серого чугуна, создает зубчатый венец из высокопрочного стального сплава. Его устанавливают по технологии напрессовки. В результате деталь с повышенным уровнем прочности обеспечивает запуск ДВС стартером.

Крутильные колебания гасит жидкостный демпфер, встроенный в шкив временного привода. Он может повредиться при слишком сильном механическом воздействии, поэтому следует следовать рекомендациям производителя при эксплуатации мотора данного типа на большегрузном, строительном, сельскохозяйственном и специальном транспорте.

Увеличение несущей способности шатуна обеспечивают форма двутавра и особые конструкции верхней и нижней головок. Верхняя имеет косой разъем, а нижняя сделана в форме ступенек. Использующиеся в этом узле подшипники скольжения можно снимать, что упрощает процесс технического обслуживания и замену изношенных деталей.

Поршневой механизм

Корпус литой, на нем есть три поперечные канавки для установки колец. Для верхнего компрессионного кольца в канавке предусмотрена вставка из особого прочного чугунного сплава. Бобышки имеют форму ступеней, что обеспечивает повышение контактной прочности такого узла. Камера сгорания установлена в центре, соосно к поверхности самого поршня. Внутри головки имеется специальная полость замкнутого типа, по которой циркулирует масло, охлаждающие элементы работающего поршня.

Смазка в этот узел поступает из статичных форсунок центральной масляной магистрали, в поршневой полости есть вертикальные каналы, по ним циркулирует масло внутри поршня. У колец, выполненных из высокопрочного чугунного сплава, разрезная конструкция. Палец поршня плавающего типа пустотелый, изготовлен из сортовой стали. Во время движения его ограничивают стопорные кольца, которые не дают ему двигаться по оси.

ЯМЗ-536

Газораспределительный механизм

Эта часть мотора отвечает за подачу воздуха в цилиндры и отвод выхлопных газов. На каждом цилиндре установлено по два впускных и выпускных клапана, движение которых осуществляется за счет траверсов, толкателей, штанги и коромысла. В этом узле предусмотрена установка клапанов в верхней части конструкции, а коленвала снизу.

Система смазки

Для смазки трущихся деталей используется комбинированная система подачи масла на трущиеся узлы с мокрым картером, который устанавливают в силовых агрегатах с повышенной ежедневной нагрузкой. За счет этого продляется эксплуатационный срок мощного дизельного мотора.

Забор масла и картера осуществляется специальным насосом. Снижение температуры моторной смазки осуществляется за счет встроенного теплообменника жидкостно-масляного типа.

Охлажденное масло фильтруется и под большим давлением до 9 МПа подается на все трущиеся узлы двигателя и форсунки. Давление в масляных каналах создает редукционный клапан, установленный на БЦ. Оставшееся масло стекает в поддон картера, при разбрызгивании осуществляется смазка деталей, расположенных рядом.

Особенности конструкции системы охлаждения

Такой узел имеет жидкостно-циркуляционную конструкцию, которая устанавливается спереди на правой стороне ярославского двигателя 530. Когда мотор работает, за его охлаждение отвечает водяной центробежный насос, который обеспечивает движение охлаждающей жидкости.

Турбокомпрессор

Этот узел производит сжатый воздух для воздушно-топливной смеси за счет энергии выхлопных газов. На всех модификация 536 ДВС ярославского производства, где предусмотрен турбокомпрессор, есть турбина радиально-центростремительного типа и компрессор центробежной конструкции. Производимый им воздушный поток охлаждается при помощи перепускного клапана оригинального вида. С его помощью воздушный поток, имеющий изначально температуру в 180 градусов охлаждается до рабочих показаний.

Использование отработанных выхлопных газов, 1/5 часть которых используется внутри агрегата, сокращается объем выхлопа до установленных экологических стандартов.

Типичные поломки

Ярославские двигатели 536 поколения, как и любые механизмы, имеют свои характерные поломки, которых немного. Самыми проблемными местами этого силового агрегата являются:

Турбина

Хотя официально турбина двигателя ЯМЗ 536 рассчитана на 300 тыс. км пробега, иногда она может выйти из строя раньше, когда машина пройдет на таком моторе только 50 тыс. км. Проблема состоит не столько в поломке турбокомпрессора, сколько в том, что при несвоевременной его замене мелкие части сломавшейся турбины, попав в топливо, могут повредить дорогостоящие узлы: ШПГ, ТНВД и др. детали.

Первыми признаками поломки этого узла являются:

  • появление свиста;
  • повышение расхода масла;
  • увеличение люфта.

При появлении любого из этих признаков неисправности турбокомпрессора потребуется обратиться в сервисную службу для проведения ремонта.

Клапан EGR

Поломки этого узла связаны с тем, что в нем накапливаются в процессе эксплуатации силового агрегата продукты горения. Когда накапливается критичная масса, они начинают уплотняться, в результате чего клапан заклинивает. Во избежание таких проблем нужно проводить регулярную чистку клапана EGR. Если такая неисправность случилась во время рейса, то водитель может заглушить заклинивший клапан и с помощью ЭБУ произвести настройку агрегата без данного узла.

ЯМЗ-536

Повышенный расход масла

Если наблюдается перерасход моторной смазки, потребуется заменить направляющие для клапанов, которые пришли в негодность.

Дизельный двигатель 536 из семейства моторов 530 отличается высокой мощностью, долговечностью, простотой и экономичностью технического обслуживания. Усилия разработчиков позволили создать отечественный силовой агрегат повышенной мощности с длительным сроком эксплуатации, простым техническим обслуживанием и низким уровнем выхлопных газов.

Дата публикации: 27.06.2022

Заказ

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Запрос цены на

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Спасибо!