Катамаранные суда нашли в последние десятилетия широкое распространение в качестве скоростных пассажирских и грузопассажирских паромов на океанских просторах. В России катамаранные судна в последние годы на реках можно встретить достаточно редко, хотя именно в Советском Союзе были спроектированы и построены первые серийные грузовые и пассажирские катамараны. Огромный вклад в изучение особенностей гидродинамики, прочности, общего проектирования судов такого типа был сделан профессорами Горьковского института инженеров водного транспорта (в настоящее время Волжский государственный университет водного транспорта - ВГУВТ) М. И. Алферьевым, И. И. Тряниным и целым рядом других преподавателей и научных сотрудников.
Бывшим выпускникам этого университета, работающим в ЗАО «Экспериментальная судоверфь», прошедшим школу обучения под руководством этих выдающихся ученых, хорошо известны преимущества судов данного типа, которые использовались при разработке целого ряда новых проектов судов. По катамаранной схеме были спроектированы и построены ряд прогулочных катеров, буксир-толкач и сборно-разборная баржа, адаптированные к поставке модулями в другие бассейны рек.
Когда в 2007 году перед коллективом ЗАО «Экспериментальная судоверфь» встал вопрос о проектировании и строительстве грузопассажирского судна для работы в Обской губе на линии Салехард - Тазовский, колебаний не было: это судно должно иметь катамаранную схему, чтобы обеспечить достаточную пассажиро и грузовместимость и одновременно - удовлетворительные ходовые и мореходные качества при ограниченной осадке. Компоновка судна обеспечивала размещение просторной грузовой палубы над жилыми помещениями. Пассажиро и грузовместимость судна составляла 86 человек и 30 тонн груза или 12 легковых автомобилей. Учитывая сложность задачи по обеспечению прочности соединительной конструкции и грузовой палубы катамарана класса «М», к ее решению были привлечены специалисты кафедры строительной механики и конструкции корпуса ВГУВТ, разработавшие новую методику расчета прочности катамаранов.
Проектирование и постройка судна заняли полтора года и осенью 2008 года катамаран «Ямал» проекта 075 был передан заказчику - Департаменту транспорта ЯНАО. Не успев встать на пассажирскую линию, катамаран «Ямал» был зафрахтован компанией «Южморгеология» и всю навигацию 2009 года провел в автономном плавании в Обской губе, показав прекрасные мореходные качества. Грузовая палуба позволила разместить все геологоразведочное оборудование в контейнерах, а просторные салоны позволили геофизикам установить оборудование для обработки полученных данных. На основании полученного опыта использования судна катамаран «Ямал» был передан Службе по охране биоресурсов ЯНАО.
За прошедшее время катамаран дважды модернизировался «Экспериментальной судоверфью» с целью увеличения автономности плавания и повышения уровня комфортабельности помещений и оснащения дополнительным радионавигационным оборудованием. Для обслуживания грузовой палубы были установлены два гидравлических крана HIAB 160Т-5 грузоподъемностью 6,5 тонн. В содружестве со специалистами ООО «Спецэнерго» (Москва) была внедрена система автоматической синхронизации работы генераторов судовой электростанции. Большую помощь в монтаже и наладке радионавигационного оборудования оказало ООО «РНК» (Нижний Новгород). В настоящее время катамаран «Ямал» является отличной современной базой для проведения всего комплекса работ по изучению и охране биоресурсов Обской губы. Ждет реализации разработанный проект его переклассификации на класс «М-Пр». Опыт эксплуатации показал, что катамаранная схема судна является перспективной для создания пассажирских судов и судов специального назначения для работы в речных бассейнах плавания любого разряда.
Материал информационного морского журнала www.korabel.ru №4 декабрь 2015
Заказ
Запрос цены на
Спасибо!